Парламентские слушания по вопросам развития высшего образования в РФ

Выступление Руководителя фракции ЛДПР Л.Э.Слуцкого на Парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования в Российской Федерации 27.06.2022

Л.Э.Слуцкий:

Уважаемые коллеги!

Знаковые слушания – 717 вузов в стране и столько же примерно участников сегодняшних слушаний. В зале цвет высшей школы. И стержневым тезисом стала фраза, сказанная в начале министром Валерием Николаевичем Фальковым о том, что нам не стоит более слепо повторять чужие парадигмы в системе высшего образования.

Мы поставили на своей молодежи не очень здравый эксперимент. Мы, по сути дела, пошли в русле известной парадигмы, если еще раз употребить этот термин, Джорджа Сороса о том, что нам сложно будет взять Россию с ее современными системами вооружения, уменьшить ее роль в мировой архитектуре нового столетия, но необходимо двигаться в сфере образования.

По мысли Сороса, который повторил это, выступая на разных, и закрытых и более открытых площадках, порядка 10% должны получать в нашей стране образование в университетах англосаксонского мира, остальные должны быть средне и слабо образованными. Как раз через внедрение той самой системы, о которой сегодня столь много говорилось с этой трибуны. И затем 10% от состоятельных семей, возвращаясь из университетов англосаксонского мира, будут у руля новых акционерных компаний, западными инвесторами, которые будут заниматься освоением наших недр и определять облик будущей России.

Это не наш путь. И сегодня речь идет о том, чтобы вернуться к той системе образования, апробированной за десятилетия, которая была лучшей на планете, которая таковой же безусловно и останется.

Ну, а что касается иностранных студентов, конечно, есть здравое зерно в том, что сказал Владимир Михайлович Филиппов, бывший министр, ректор РУДН – надо ориентироваться на то, что, конечно, мы готовы будем принимать их в наши магистратуры, но основным направлением должно быть то, о чем сказал Виктор Антонович. Среди трех траекторий, которые сегодня ректор московского университета очертил с этой трибуны, интегрированная магистратура, специалитет, как главный приоритет модификации нашей системы высшего образования – это именно тот путь, когда у нас будет снова лучшее образование, мы будем готовить лучших специалистов. И, разумеется, молодежь из разных стран мира, вне зависимости от системы, будет ориентироваться на наше высшее образование.

Скажу о том, что Виктор Антонович Садовничий, вице-президент академии наук, не как ректор московского университета, а как один из величайших математиков, специалистов в сфере теории операторов и я имею возможность соприкасаться с великим, будучи президентом факультета мировой политики московского университета, интегрированная магистратура действительно сегодня приоритет того вуза, который является безусловно сегодня форвардом, вместе с санкт-петербургским университетом и рядом других вузов, ректоры которых сегодня присутствуют здесь, в том числе, конечно, МВТУ им. Баумана и ряд других. Коллеги, мы должны четко осознать, кто мы и где находимся.

Да, эксперимент поставлен. Мы очень как-то быстро, очертя голову, вошли в эту систему, а выходить надо дифференцированно, очень грамотно, пошагово, взвесив каждый нюанс, каждую деталь. И,  в том числе, другие траектории образования среди трех, по которым можно, как любую точку в трехмерном пространстве, разложить будущее нашей системы образования, как раз предназначены в том числе и для иностранных студентов, в том числе и из ближнего зарубежья.

Но главное, что мы должны сегодня осознать, что сегодня необходимо возвращаться пошагово, очень детально, еще раз скажу, дифференцированно, не так скачком, как мы вошли в Болонскую систему в 1999 году. И, безусловно, тезисы и Валерия Николаевича Фалькова, и Виктора Антоновича Садовничего именно о таком дифференцированном, поэтапном подходе. Но мы должны четкий поставить диагноз тому эксперименту, который мы поставили на собственной молодежи за последние два с лишним десятка лет и четко понимать, куда мы двигаемся дальше. Качественная система образования и в сфере подготовки инженеров - не подготовить инженеров за четыре года. мы должны понимать. И качественная система одна из лучших до сих пор подготовки медицинских кадров, которая сегодня еще более возрастает и после интернатуры мы имеем прекрасных врачей. Все это говорит о том, что наша система образования не то чтобы не утрачена – она являет собой прекрасный фундамент для того, чтобы доработать, вернуться к корням, вернуться к базисной системе образования, не дать возможности ни коим образом нашим стратегическим друзьям, как я их называю, на западе оболванить нашу молодежь. Наша молодежь лучшая, наша система образования была и останется лучшей в стране и мире, и сегодняшние слушания – это фундаментная плита того поэтапного дифференцированного продуманного возвращения к лучшей в мире системе образования – над чем нам стоит потрудиться в ближайшие месяцы и годы.

Спасибо!

@smilemakc © 2020