Нам надо беречь и сохранять надо свой родной язык, как берег и развивал его наш великий поэт А.С. Пушкин, который никогда не уезжал из России, много думал о ее судьбе, предназначении в мире. Сегодня актуально звучит его стихотворение «Клеветникам России», где он отметил ненависть Запада к России, к ее нравам, традициям, славянским противоречиям, которые мы сами в состоянии разрешить, если чуждые нам силы не будут вмешиваться.
Вмешались и сегодня, помогли противопоставить украинский (малороссийский) язык русскому языку. Южное наречие с добавками польских, венгерских слов превратили в самостоятельный язык для того, чтобы отделить Малороссию и Новороссию от России. История показывает, что языковая экспансия, как правило, предшествует военной интервенции. Россия не раз вела войны с теми странами, которые были объектом преклонения и язык которых становился разговорным языком элиты. Влияние Польши привело к «смутному времени» начала 1600-х годов. Увлечение голландской и шведской культурой и, соответственно, этими иностранными языками привело к Северной войне, закончившейся в 1721 году.
Культурная и языковая экспансия французского языка явилась предтечей Отечественной войны 1812 года. Тот же французский язык, на котором говорила элита России, противопоставляя его русскому языку, стал предысторией вовлечения стран Антанты в гражданскую войну в России, что привело к разрушению страны и гибели миллионов людей.
Мода на изучение английского языка, уже в наше время, предшествовала необъявленной войне США, всего блока НАТО, против нашей страны на территории сегодняшней Украины. Такие, на первый взгляд, неочевидные параллели свидетельствуют о необходимости защиты своего родного русского языка, избавлению его от засорений иностранными словами. Тем более, как отмечал великий русский писатель И.С. Тургенев: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». А он знал немало иностранных языков.
Нельзя не вспомнить и его другое великолепное высказывание: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Эти слова И.С. Тургенева должны быть с детства, со школы заложены в сознание всех российских граждан, чтобы не заискивать перед «цивилизованными странами», а гордиться своей страной и своим красивейшим языком.
Но еще А.С. Пушкин отмечал, что «прекрасный наш язык под пером неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».
Очень заметным это «падение» стало в наше время.
Молодежь общается между собой с помощью sms-сообщений. Короткие фразы, минимум словарного запаса. Много нецензурной лексики из уст молодых людей и даже девушек. И в школах, и в вузах, и на улице. Это распущенность и деградация. Пересечение сплошной линии на дороге — штраф для водителя. Здесь тоже нарушение норм языка и безнаказанность. Ни участковых, ни дружинников на улицах нет. Законы принимаем, а их исполнение часто слабое. И объяснять надо, что нецензурная лексика – это унижение и себя, и окружающих. Надо, начиная с 4-го класса школы, каждый месяц писать короткие сочинения на разные темы, учить школьников искусству диалога, культуре дискуссий.
Уважение к родному языку, к своей стране, ее истории надо прививать с раннего детства, в школах, в вузах, на работе. Закончить обличения, покаяния. Односторонне воспринимающие мир писатели и журналисты калечат психику молодежи – «гулаги, гулаги», «лагеря-лагеря». По части лагерей, убийств и издевательств, особенно на захваченных землях, в колониях, впереди планеты всей Англия, США. Во что превратили Ирак, Ливию, Сирию, теперь Украину своими поставками вооружений? А США и Англия до сих пор «светочи демократии и прав человека». И многие без устали учат этот английский язык. Он стал международным. А распространялся, в основном, с помощью силы и завоеваний. Конечно, иностранные языки надо изучать, но не ущерб своему родному.
Объясняйте молодежи захватническую суть этих «демократий», а не поливайте свою страну грязью, воспитывая в молодежи цинизм и желание куда-то переезжать, а не строить свою страну.
Вместо «Архипелагов-гулагов» и прочего смакования ужасов и царского, и коммунистического режимов, надо ввести в школьную программу, например, трактат М.В.Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». Если бы не было развязанных против России войн, революций нас было бы сейчас не 150, а как минимум 300 миллионов носителей русского языка, проживающих в России.
Украинский язык, повторяем, - это наречие, которое австро-венгры, чтобы удержать в составе Австро-Венгрии Западную Украину, модернизировали, нашпиговав его польскими и прочими словами. Язык здесь – оружие для разделения единого народа. Объяснять это надо уже в школе В реальном мире есть силы (захват власти на планете, в регионе, взломы и уничтожение национальных рынков и производств со стороны транснациональных компаний), которые используют язык как оружие для расчленения стран. Вот так и славянский мир разорвали, играя на националистических чувствах.
Надо больше средств выделять на финансирование программы «Русский язык». Увеличивать число преподавателей русского языка для стран СНГ, подготовленных в России. Расширять поставки учебников, книг, журналов по русскому языку, литературе и культуре России в зарубежные страны через представительства Россотрудничества.
Расширять надо гуманитарное образование в школах, вузах, не жалеть на это денег. Иначе «просвещенные» потребители могут сдать страну, как сдали ее интернационалисты-марксисты.
Когда гуманитарное, историческое образование в стране слабое, то и страна не может быть сильной. Если специалист не гордится своим языком, своей страной, если его интересы свелись к потребительству, домам, машинам и нарядам, то он примитивен и продажен.
Нельзя отрицать и обратную связь. Интерес к стране, ее языку возникает, когда у этой страны развита экономика и у нее много внешнеэкономических связей. Только не «братская помощь», а продвижение взаимовыгодных бизнес-проектов в другие страны. Что постепенно осуществляют сегодня страны БРИКС и ШОС. Культурная составляющая здесь также на высоте: обмены фильмами, театральными постановками, переводы книг, журналов, обмен преподавателями.
Упор надо сделать на укрепление культуры, исторических традиций внутри страны. Ее надо сделать привлекательной. Одновременно необходимо также расширить финансирование подготовки учителей русского языка для его преподавания в других странах, прежде всего в странах СНГ, Китае, Индии, издавая книги, журналы на русском языке. Больше создавать сайтов в интернете, в которых рассказывается об истории нашей страны, о наших областях и республиках, о разнообразии и привлекательности России. Русский язык должен быть широко распространён и достойно представлен в сообществе дружественных стран.
М.Н. Сидоров
Фото: ru.pinterest.com